Главная Об обществе Хронограф Библиотека Фотогалерея |
|||||||||||||||||
|
Библиотека.
История Публицистика Богословие Прочее Архив Тихомирова Е.Л. (статья для конференции «Ростовский Архиерейский Дом и русская художественная культура второй половины XVII века», г. Ростов Великий, 2005.. Опубликована в сборнике статей по итогам конференции в 2006 г.) Икона «Апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский с житием» 1670 года из Троицкого собора Ипатьевского монастыря и житие апостола Филиппа и священномученика Ипатия в стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря 1684 года. Иконографическая программа памятников.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы основан на рубеже XIII - XIV веков[i]. Согласно преданию, - это не церковное предание, оно появилось в родословных росписях годуновского времени, хотя есть предположение, что авторами были монахи Ипатьевского монастыря - основателем монастыря был татарский князь Чет, в крещении получивший имя Захария (именно он стал родоначальником известных русских фамилий Сабуровых и Годуновых, Вельяминовых – Зерновых). Вот как описано это событие у костромского историка И. Баженова: «Знаменитый вельможа Большой Золотой Орды Чет… привлеченный доброй славой о князе – собирателе Русской земли (Иване Калите – Е.Т.), ехал оттуда в Москву по собственному желанию принять русское подданство и устроиться для мирной и полезной службы в России… достигнувши г. Костромы, князь Чет пленился красотою того живописного уголка, где река Кострома впадает в Волгу и… остановился здесь для обычного отдыха или для восстановления своего здоровья, расстроенного от продолжительного плавания по Волге против ее течения. И вот во время отдохновения является этому князю в чудном видении Пресвятая Божия Матерь с Предвечным Младенцем и предстоящими в молитвенном состоянии св. апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским…желая увековечить память о чудном явлении Пресвятой Богоматери в благодарность Господу за духовное просвещение, Захария испросил у князя соизволение, а у митрополита благословение устроить на свои средства на месте видения ея обитель иноков во имя св. муч. Ипатия и храм в ней[ii]». Апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский, явившиеся мурзе Чету, ‑ святые, которые жили в разное время (св. Филипп в I веке, а св. Ипатий в IV веке), проповедовали христианство в разных местах (св. Филипп в городе Вифсаиде у Галлилейского моря, затем в Элладе, дошел до Малой Азии, св. Ипатий жил в Пафлагонии, был епископом города Гангры). Однако монастырская легенда накрепко соединила св. Филиппа и Ипатия с историей возникновения северного русского монастыря, и иконы с их «парным» изображением по сей день являются атрибутом Ипатьевской обители. Считается, что первую подобную икону вложил в церковь Живоначальныя Троицы Ипатьевской обители основатель монастыря Чет-Захария. Это образ «Богоматерь Воплощение с предстоящими святыми Филиппом и Ипатием», списки с которого делались не раз. До наших дней сохранился лишь один – икона конца XVI в., по мнению С.С. Катковой и Н.И. Комашко ‑ одна из многочисленных вкладных пядничных икон времени Дмитрия Ивановича Годунова, самого щедрого вкладчика костромской обители (икона КМЗ КОК 1517, Москва, 39,1 х 33,5 см. Дерево, темпера; серебро, басма, золочение, скань, эмаль, жемчуг, стекла). Фигуры святых Филиппа и Ипатия (со святителем Иоанном Златоустом) помещены на оборотной стороне иконы «Богоматерь Владимирская» конца XVI в., являющейся, по мнению Е.Б. Бузиной и О.С. Куколевской, вкладом Д.И. Годунова и бывшей запрестольным выносным образом первого каменного Троицкого собора, взорванного в 1649 году[iii] (икона КМЗ КОК 7572, Москва, 59,6 х 47 см. Дерево, темпера; серебро, басма, скань, золочение). С изображениями священномученика Ипатия и апостола Филиппа в Ипатьевском монастыре мы также встречаемся в деисусном чине иконостаса Троицкого собора – две большие ростовые иконы (1652 г., артель Василия Ильина Запокровского, Кострома. Икона «Святой апостол Филипп» КМЗ КОК 21004/34, 230 х 77,8 см. Икона «Священномученик Ипатий Гангрский» КМЗ КОК 21004/43, 230 х 78,5 см. Дерево, темпера; цветной металл, басма, чеканка, позолота). В Ризнице Ипатьевского монастыря сохранилось и несколько памятников лицевого шитья с изображением святых патронов обители. Это подвесная пелена «Священномученик Ипатий Гангрский» конца XVI в. (КМЗ КОК 6085, 48х45 см), у которой, по-видимому, был аналогичный иконный образ, и пелена «Троица Новозаветная с припадающими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием» начала XVII в. (КМЗ КОК 6084, 50,8 х 45,2 см.). На перечисленных памятниках святые Филипп и Ипатий представлены как «парно», так и единолично. Как известно, уже к середине ‑ второй половине XVI века в русской церковной живописи активно развивается интерес к иллюстрированию клеймами житий чтимых святых и истории святынь, достигший своего пика к середине – второй половине XVII столетия. К сожалению, нам неизвестен факт существования ранних житийных икон свв. Филиппа и Ипатия в костромском монастыре, а единственный подобный памятник ‑ «Священномученик Ипатий с житием» - атрибутирован как произведение тверской школы XVI века (сейчас в собрании Государственной Третьяковской галереи)[iv]. По-видимому, первой иконой с житием этих святых является образ 1670 г., находящийся ныне в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ, инв. 28714). Икона поступила в ГТГ в 1932 г., во время комплектования фондов древнерусского искусства. Ее размер 157 х 128 см. Икона находилась в приделе святых Филиппа и Ипатия Троицкого собора, располагавшемся в правой южной части храма. Реконструкция иконостаса придела была сделана С.С. Катковой[v], где ясно видно, что икона занимала место справа от царских врат. Икона имеет вкладную надпись, выполненную на орнаментальной рамке внизу средника: «Лета 7178 (1670) месяца мая в… написана сия икона святаго апостола Филипа и священомученика Ипатия со страстьми и чудесами при грешном чернеце Кирилле со своею братиею в ыпацкой монастырь в церковь святаго апостола Филиппа и святаго священомученика Ипатия с верою и любовию от души написана сия икона» (реконструкция Н.Г. Бекеневой[vi]). Созданная иконописцем Оружейной палаты, икона впечатляет своей «нарядностью», «праздничностью». Вследствие активного использования мастером ярких лаков-баканов, икона подобна сияющему драгоценному камню. Подробное повествование, разработка клейм и средника, пространные надписи на полях – все это делает данный образ классическим памятником своего времени. Ранее икона имела украшения: «…Да у церкви Живоначальныя Троицы придел во имя святаго апостола Филиппа и святаго мученика Ипатия чудотворца … Над царскими дверьми против правого клироса местной образ Святаго апостола Филиппа и священномученика Ипатия Чудотворца в чудесах. Во облаце образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Венцы у апостола Филиппа и священномученика Ипатия Чудотворца серебряные гладкие золоченые. У Богородицы и Предвечнаго Младенца венцы и коруны и цаты серебряные резные золоченые. На коруне у Богородицы два камешка простых на спнях на закрепах две жемчужины. У Предвечнаго Младенца на коруне на спнях вместо камешков бубенчик серебряный на закрепах 3 жемчужины. Около Богородицы и у ангелов и по полям в житии у святых венцы серебряные резные незолоченые да в четырнадцати местах в житии доски серебряные незолоченые. На них резаны подписи. Да пред тем же образом лампада медная чеканная» [vii].
Схема иконы:
Иконографическая программа памятника состоит из двух циклов. Первый цикл – клейма 1-7 – посвящен житию и чудесам апостола Филиппа. Второй цикл – клейма I-VII – посвящен житию и чудесам священномученика Ипатия Гангрского. Состав клейм Средник: Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении образу Богоматери на престоле с предстоящими архангелами.
Цикл первый: 1. - Сошествие Святого Духа на апостолов. - Присоединение к апостолу Филиппу апостола Варфоломея и Мариамии, сестры Филиппа. - Филипп, Варфоломей и Мариамия проповедуют в лидийских и мисийских городах. 2. - Апостолы Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей и Мариамия крестят детей. - Жители города Иераполя приносят жертвы ехидне. 3. - Исцеление Стахия в Иераполе - Люди приходят в дом Стахия - Исцеление Никаноры, жены Анфипата, в Иераполе - Люди приходят в дом Анфипата. 4. - Приуготовление апостолов Филиппа и Варфоломея к казни. - Казнь апостола Филиппа – распятие на дереве вниз головой напротив дверей храма ехидны. - Казнь апостола Варфоломея – распятие вниз головой у стены храма ехидны. 5. - Земля разверзлась и поглотила Анфипата, жрецов храма ехидны и еретиков. - Снятие апостола Варфоломея со стены храма ехидны. 6. - Снятие тела апостола Филиппа с дерева. - Погребение апостола Филиппа. 7. - Апостол Варфоломей и Мариамия утверждают в вере церковь, созданную в городе Иераполе. - Апостол Варфоломей и Мариамия отходят в город Алван, находящийся в Армении.
Цикл второй: I. - Первый Вселенский собор в Никее. - Наказание Ария. - Свмч. Ипатий молится Господу. - Изведение свмч. Ипатием источника теплых вод. - Исцеление больных. II. - Явление свмч. Ипатию горящих свечей на реке, дабы не упасть ему в воду. III. - Молитва свмч. Ипатия Господу о превращении горьких вод, текущих из гор, в сладкие. - Исцеление людей. IV. Чудо со змием: - Свмч. Ипатий приходит к царю Константию. - Молитва свмч. Ипатия Господу. - Свмч. Ипатий усмиряет змия у царской казны. - Свмч. Ипатий ввергает змия в горящую печь. V. - Царь Константий воздает почести свмч. Ипатию. Моление царя перед образом свмч. Ипатия - Свмч. Ипатий исцеляет болящих. VI. - Нападение на свмч. Ипатия наватийских еретиков у Плевницы. - Скверная женщина, сторонница Ария, убивает свмч. Ипатия большим камнем. VII. - Перенесение тела свмч. Ипатия для погребения. Раскаяние скверной женщины. - Погребение свмч. Ипатия. Исцеление у гроба свмч. Ипатия скверной женщины и прочих убийц святителя.
Вероятно, литературной основой для написания данной иконы послужили проложные жития святых первой половины XVII века. Однако, проблема иконографических и литературных источников, связанных со святыми Филиппом и Ипатием вообще, и их житийной иконой в частности, требует специального подробного изучения. Нас же интересует следующий факт – опирался ли Гурий Никитин[viii] при создании стенописи придела святых Филиппа и Ипатия в 1684 году на уже находившуюся 14 лет в данном приделе икону 1670 года? Обратимся к схеме придела (в настоящее время – дьяконник собора), где цикл жития святых располагается на южной стене придела, над входом в придел: Южная стена: Над дверью в придел и вокруг нее: На северной стене придела: 3 II 5 6 III IV V 2 4 7 А VII 1 I 8 9 VI VIII
Где: 1. Сошествие Святого Духа на апостолов. Присоединение к апостолу Филиппу апостола Варфоломея и Мариамии, сестры Филиппа. 2. Апостолы Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей крестят детей. Жители города Иераполя приносят жертвы ехидне. 3. Исцеление Никаноры, жены Анфипата, в Иераполе. Люди приходят в дом Анфипата. 4. Казнь апостолов Филиппа и Варфоломея. 5. Апостол Филипп, распятый вниз головой напротив дверей храма ехидны. 6. Снятие апостола Варфоломея со стены храма ехидны. 7. Снятие тела апостола Филиппа. 8. Погребение апостола Филиппа. 9. Апостол Варфоломей и Мариамия отходят в Армению. I. Первый Вселенский собор. Святой Ипатий молится Господу. Наказание Ария. II. Молитва св. Ипатия о превращении горьких вод в сладкие. Исцеление болящих. III. Св. Ипатий приходит к царю Константию. IV. Исцеление болящих. V. Св. Ипатий усмиряет змия. Змий в горящей печи. VI. Нападение на св. Ипатия наватийских еретиков у Плевницы. Убиение Ипатия. Священномученик рядом со своим телом. VII. Ангелы у гроба св. Ипатия. VIII. Погребение Ипатия. Заупокойная служба у его тела. A. Спас Эммануил.
Иконографическое построение стенописи аналогично иконе 1670 года: четкое деление на два житийных цикла относительно центра, одинаковая последовательность сюжетов, очень близкая иконография клейм. Таким образом, основой для создания фресок придела апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского, повествующих о житии этих святых, явилась икона 1670 года. Нам не известно, был ли знаком Гурий Никитин с автором этой иконы, существовало ли ранее 1670 года лицевое житие святых Филиппа и Ипатия и какую роль в его создании либо доработке принял архимандрит Ипатьевского монастыря Кирилл, столь скромно назвавший себя во вкладной надписи «грешным чернецом». Все эти вопросы еще ждут своего исследования. Два интереснейших памятника 1670 и 1684 г. – икона и фресковый цикл, подробно повествующие о житии двух почитаемых со времен раннего христианства святых, находящиеся и по сей день в хорошей сохранности, могут значительно обогатить знания ученых о русском искусстве XVII столетия.
[i] Рогов И.В., Уткин С.А. Ипатьевский монастырь. М., 2003. С. 8. [ii] Баженов И. Костромской Ипатьевский монастырь: Историко – археологический очерк. Кострома, 1909. С. 6-7. [iii] Костромская икона XIII – XIX веков / Авторы вступит. статьи, составители каталога Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. С. 478-479. [iv] См.: Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М., 1979. С. 329–333. В ГТГ икона поступила из Гос. музейного фонда, ее происхождение не установлено. [v] Каткова С.С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII века // Каткова С.С. Века и судьбы. Кострома, 2001. С. 96. [vi] Костромская икона… С. 523. [vii] «Книги Описные Троицкому Ипатскому обретающемуся при Костроме монастырю. 1736 года. При архимандрите Пимине». КМЗ КОК 235 (старый номер). Л. 27 об. [viii] Гурий Никитин Кинешемцев (? – 1691) – самый знаменитый костромской иконописец первой статьи Оружейной палаты (см.: Словарь русских иконописцев XI – XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2003. С. 323–329. Вновь отстроенный к 1652 году каменный Троицкий собор Ипатьевского монастыря начали украшать фресками (вероятно, работала артель Василия Ильина Запокровского), однако к 1653 году работа была приостановлена из-за эпидемии чумы. Через 30 с лишним лет создание стенописи возобновилось артелью Гурия Никитина, расписаны четверик, алтарная часть и придел святых Филиппа и Ипатия.
|